понедельник, 20 апреля 2015 г.

4 БО - четвёртый базовый... (Александр Аканихин)


4 БО - четвёртый базовый... (Александр Аканихин)


Для тех, кого интересует история советской наземной техники периода Второй Мировой, цвет 4БО очень важен. Поэтому сегодня я представляю вам статью Александра Аканихина по 4БО, на перепечатку которой Александр любезно согласился.
__________________________________________________________
Много ли мы знаем о этой краске?
Конечно!
А вы уверены?
Да его у нас где угодно можно найти...
Адресочек не дадите?
Ой, я так спешу! Давайте в другой раз…

4 БО - четвёртый базовый...


Вопреки устоявшемуся мнению обывателей, видели его совсем не многие. Хотя многие, очень многие про эту аббревиатуру слышали. А вот так, чтобы увидеть танк, времён Великой Отечественной войны с табличкой тактико-технических данных, в которых было бы указано «окрашен в цвет 4 БО» в музее или, на постаменте, мне лично не посчастливилось. И оставалось только радостно всматриваться в цвет и осознавать себя немного познавшим тайну. С другими наверняка было так же.


В мире масштабного моделизма этот цвет стал известен под № 320 в палитре АКАН с 27 ноября 1998 года. После этой даты было много вопросов и споров. Например, говорили: «…нельзя сделать оригинальный 4 БО, потому что пигмент «Журавская охра» уже давно не добывают!»… (Кстати, добывают, и по сей день). Но после таких смелых утверждений можно было прекратить выпуск моей краски – ведь серьёзные аргументы "против"! Кстати, это обычное дело на просторах нашей Родины. Либо никто «не против», но так же никто и не «за».

А в чём дело то было? В оригинальном рецепте для реальной техники. Первоначально для изготовления краски цвета 4БО применялись только три пигмента: зелёная окись хрома, охра Журавская и крон оранжевый. Никаких изменений и замен не допускалось. Иначе нарушался главный принцип краски - не дешифрируемость. Но какое отношение оригинальный рецепт имеет к масштабному моделизму? Главный фактор – точный цвет.

Если вернуться в ноябрь 1998 года, то мне посчастливилось быть знакомым с очень известным моделистом, танкистом и историком. Знаком я с ним до этого был давно, но именно в ноябре звёзды сложились благоприятно, и я имел возможность работать с оригинальными образцами цвета различных маскировочных оттенков, используемых для испытаний камуфляжных окрасок летом 1939 года. К началу этих испытаний цвет 4БО уже применялся и, в отличие от других предложенных, уже имел своё окончательное название. Цель испытаний - было рекомендовано изучить особенности различных камуфляжных схем «…деформирующего окрашивания гусеничных и колесных машин…» В это же время аналогичные испытания проводились на другом полигоне для изучения малой заметности при базировании на аэродроме авиационной техники. Важно ещё отметить, что и с Михаилом Орловым, кропотливо изучавшим цвета авиации РККА-СССР, я так же был знаком, и мы общались на тему соответствия данных цветов для использования в этих испытаниях и пришли к выводу, что эти наработки могли быть применены и к авиации. 

Почему было нужно создавать именно 4БО? До него применялся «Защитный» (№83063) с середины 1920х годов до начала 1930х. Его сменил достаточно тёмный 3Б (№83070 и 83078), который применялся до 1938 года. Эти цвета были так же базовыми, то есть для окраски любой техники. В то время специалисты по камуфляжу задавались вопросом незаметности защищаемых объектов при визуальном наблюдении, а так же при проведении воздушной разведки. Но ещё одна поставленная задача должна была быть решена – недешифрируемость, при наблюдении с помощью оптических приборов и применения светофильтров. Давайте сравним их оцифрованное изображение цвета:

Достаточно очевидно, что 4БО был скорее продолжением развития более раннего защитного цвета на новых пигментах. Так же надо отметить небольшую разницу между двумя образцами 3Б, которые мне довелось изучать. Один был получен с фрагмента ТБ-3 (№370 - 8370), а другой - с каски (№ 378 - 83078)

Частично поставленная задача была решена созданием краски цвета 4БО. По моим сведениям, полученным из архива, на тот момент краска цвета 4БО выглядела так, как я предложил моделистам в виде моей краски № 320 (позднее № 83020). На изображении предложены цвета моих красок с испытаний 1939 года. № 363, № 370 и № 378 не принимали участия в тех испытаниях (насколько мне на сегодня это известно), но для общего понимания я привожу и их.

Из этого изображения на данном этапе представляют интерес два чипа и я приведу их цифровые характеристики, полученные спектрофотометром.

№ 73020 - 4БО - sRGB: 89, 83, 54 L* a*b*: 35,6 -4,2 18,3

№ 73084 - "24ng" (его оригинальное название при испытаниях) - sRGB: 109, 97, 62 L* a*b*: 42,2 -1,8 22,1
В таком виде мне посчастливилось их увидеть и создать цвета в своей палитре. Сравнивая два этих цвета можно сказать, что они достаточно похожи, но 73084 имеет почти одинаковый оттенок и отличается светлостью. По состоянию на 1948 год произошли некоторые изменения, и поиск в архивах принес обновлённую информацию, а именно

В этом источнике 4БО отображается так:

Значения промеров этого чипа sRGB: 97, 85, 44 L* a*b*: 37,2 -2,3 26,7

То есть, по состоянию на 1947 год, когда альбом верстался, уже произошли изменения и цвет 4БО немного посветлел и пожетел. И стал примерно посередине между № 73020 и 83084. В какое точно время произошёл сдвиг цвета в жёлтую сторону на сегодня мне не известно. Возможно, это объясняется постепенным уменьшением зазора между двумя эталонами цвета, по которым и изготавливалась краска цвета 4БО. Уместно заметить, что в просторах интернета есть процентные соотношения, предписанные для создания краски 4 БО, но это не более чем приблизительные ориентиры для начала работы. Краска, выходящая с завода, должна была соответствовать вилочным эталонам для данного цвета.

Не так давно была оживлённая дискуссия на одном из форумов, где неподготовленная аудитория совершенно не могла понять смысл слов, обращённых для них. Я обратил внимание форумчан, что не возможно создать краску с заданными параметрами, не имея образца цвета. Он может быть в виде эталонов цвета, принятых в СССР и России, либо другим, подтверждённым должным образом, образцом. 

Давайте исследуем это должным образом. Итак, для проверки соответствия цвета действительности, нужно всего ничего - уточнить, насколько произошли изменения образцов цвета в альбоме, хранившимся в прекрасных условиях архива при постоянной влажности и температуре с эталонами цвета, по которым их в тот период производили на ЛКЗ.

и два вилочных эталона из неё для 4БО


и мои промеры матовых накрасок эталонов
№ 734: sRGB: 96, 87, 55 L* a*b*: 37,7 -2,9 20,7 


№ 735: sRGB: 103, 91, 61 L* a*b*: 39,8 -1,5 20,4


Выдержка из документа (смотрите ниже) " Нормирование цвета эмалей и красок": "Нормирование цвета эмали или краски двумя эталонами (при этом в нормативном документе указываются два номера картотеки) означает пределы оттенка, в которых может находиться цвет выпускаемого лакокрасочного материала...Картотека дает возможность ОТК (Отделу Технического Контроля) предприятия контролировать поступающие на завод эмали и краски по цвету и при их несоответствии эталонам браковать лакокрасочную продукцию и возвращать её изготовителю. Цвет должны проверять при дневном отражённом свете, визуально сравнивая высушенную накраску лакокрасочного материала с соответствующим эталоном картотеки или двумя эталонами, определяющими допускаемое отклонение по цвету." (Примечание: добавлено 2 мая 2011 года.)

Если кому нибудь из вас посчастливиться держать эту пару эталонов, то вы поймете, насколько мала разница между ними. Скорее всего ваша реакция будет выражать растерянность и для вас станет совершенно очевидно, что невозможно дать даже два цвета по этим эталонам, сколь нибудь серьёзно отличающиеся. Но все краски, не укладывающиеся по цвету в вилку этих эталонов, должны называться по другому. Либо это должно быть подтверждено серьёзным исследованием и документами.

Для полноты картины можно ещё привести пару документов из нормативной части:

и величина вилочных значений диапазона эталонов цвета для данной краски

Позволю себе повторить ранее написанное. В 1952 году был прекращён выпуск краски цвета 4БО. А в 1992 году эти эталоны были исключены из ассортимента картотеки. Справедливости ради надо заметить, что уже в 1974 году по этим эталонам в СССР не выпускалась краска этого цвета, Это подтверждается аналогичными нормативными документами.

Возникает законный вопрос: "чем же тогда красилась техника для парадов, в том числе и в юбилейном параде 9 мая 2010 года?". Был на одной из вечерних тренировок этого парада достаточно случайно и не имел возможности сравнить инструментально или визуально - просто гулял, и с собой ничего не было. По ощущениям - похожа... Защитная... Но вряд ли 4 БО. Как-то отрицательно к этому цвету относится армейская верхушка - "некрасивый, мол, и всё такое..." В современной картотеке есть достаточно близкие цвета, и они называются похоже - "Защитные", но нормируются другими парами эталонов и неподготовленный обыватель легко может принять их за 4БО...

Хочется ещё поговорить о самом названии. Долгое время я выпускал краску и называл её 4БО - Базовый, Основной - Защитный; тёмно-зелёный. Не так давно, после небольших наблюдений, я пришёл к выводу, что буква "О" в этой аббревиатуре носит совершенно другой смысл. Давайте посмотрим вместе на фрагменты альбома:


Вот!!! "О" - олифа; "Г" - глифталевая; "Н" - нитроцеллюлозная. Как всё оказалось просто! И ещё надо уточнить, что названия "4БО", "4БН" и "4БГ" не означают, что эти краски делались по одним эталонам цвета, хотя и было бы это логичным. Соответственно, у каждой из этих красок была своя область применения и вряд ли они пересекались. Первая - для бронированной техники и артиллерии. Вторая и третья - для металлических и деревянных частей автомобилей. Танк, покрашенный нитроэмалью - это очень смело!!! Но я такое встречал у зарубежных коллег... Грустно. Нельзя подменять целевое назначение красок и цвет , даже если этого очень хочется.
Собственно, можно остановиться в повествовании на сегодня. Вам всё это надо усвоить, а мне - если посчастливиться, ещё надо уточнить некоторые моменты в архиве и при очередном удачном раскладе звёзд, я получу дополнительную информацию и постараюсь дополнить статью.

С уважением и благодарностью к Михаилу Орлову за предоставленные материалы для статьи.
Александр Аканихин
19 апреля 2011 года 
Обновлено 02.05.2011
__________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий